Есть
праздники, сила которых заключается в воспоминаемом событии; важно,
значительно в них, решающе для судеб человеческих то, что случилось;
таков праздник Рождества Христова или праздник Воскресения; решающее
значение имеет то, что действительно в тот день Бог стал человеком и
родился на земле, что именно в тот день воскрес Господь,
умерший крестной смертью ради нашего спасения.
И
есть праздники, так же как и иконы, которые говорят нам о каком-то
внутреннем событии, даже если историческая их обстановка не ясна.
Таков праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Чтобы
исторически в древнем Иерусалиме действительно случилось то событие,
которое описывается в богослужебной песни, – едва ли возможно; но
оно сообщает нам что-то более значительное, более важное о Божией
Матери, нежели физическое Ее вступление во Святая Святых, которое
было запрещено и Первосвященнику. Это день, когда Пресвятая Дева,
достигшая той ранней зрелости, которая делает ребенка способным
лично переживать, лично воспринимать и отзываться на таинственное
прикосновение благодати, когда, достигши этого возраста, Она
вступила действительно во Святая Святых – не вещественное
Святая Святых храма, а в ту глубину Богообщения, которую исторически
Храм собой изображал.
И с
каким трепетом мы должны читать в богослужебной книге слова, которые
приписываются с такой нежностью, с такой глубиной Иоакиму и Анне:
Чадо, иди! И будь Тому, Который все тебе дал, возношением и сладким
благоуханием! Вступи в ту область, куда нет двери; научись тайнам и
готовься стать местом вселения Самого Бога... Как дивно подумать,
что мать, отец могут обратиться к ребенку с такими словами:
Войди в ту глубину, вступи в ту тайну, куда не ведет никакая
вещественная дверь, и приготовь себя быть возношением Богу, сладким
благоуханием, местом вселения...
Так
некоторые отцы Церкви и святитель Феофан толкуют значение этого
вступления Божией Матери в храм, во Святая Святых. Не тронутая
грехом, не оскверненная ничем, но уже способная чистым сердцем, не
оскверненной плотью, не затуманенным умом отозваться на святыню, на
славу, на дивность Божию, трехлетняя Отроковица посылается в эти
глубины молитвенного, созерцательного общения.
И в
другом месте того же богослужения мы читаем, как Ей тихо
говорит Архангел Гавриил, чтобы Она открылась Богу и приготовилась
стать местом вселения грядущего Спасителя.
Вот о
чем говорит нам праздник: о том, как с первых Своих шагов,
напутствуемая матерью и отцом, наставляемая Ангелом, Она вступает в
те глубины молитвы, безмолвия, благоговения, любви, созерцания,
чистоты, которые составляют подлинное Святое Святых. И разве
удивительно после этого, что мы этот день празднуем как начало
спасения: первая из всех тварей Пресвятая Дева вступает в эти
непроходимые, неприступные глубины, вступает в то общение с Богом,
которое будет расти и расти, незапятнанно, незатемненно,
неоскверненно в течение всей Ее жизни, до момента, когда, как пишет
один из западных писателей, Она сможет, в ответ на Божий призыв,
произнести Божие имя всем умом, всем сердцем, всей волей,
всей плотью Своей и, вместе с Духом Святым, родить воплощенное Божие
Слово.
Да, в
день этого праздника действительно совершается для нас явление этого
дивного события, начало этого возрастания, но также дается нам и
образ того, к чему мы призваны, куда нас зовет Господь: во Святое
Святых. Да – мы осквернены; да – наши умы отуманены; да – наши
сердца нечисты; да – наша жизнь порочна, недостойна Бога. Но всем
доступно покаяние, которое может очистить нас и в уме, и в плоти, и
в сердце, выправить нашу волю, всю жизнь нашу сделать правой, так
чтобы и мы могли войти во Святая Святых.
И в
этом празднике, в словах, которые я прочел в начале, произнесенных
как бы Иоакимом и Анной, разве нет призыва к каждой матери и к
каждому отцу, чтобы с ранних лет – с мгновения, когда ребенок может
что-то уже если не умом понять, то чуять сердцем, воспринимать
чуткостью, принять благодать – сказать и нашим детям: вступи
благоговейно, трепетно в ту область, куда никакая дверь – ни
церковная, ни умственная, ни иная не вводит, а только безмолвное,
трепетное пред стояние пред Богом, – то Святое Святых – с тем, чтобы
вырасти в полную меру роста Христова, уподобиться Матери Божией и
стать храмом, местом вселения и Святого Духа, и Господа в Таинствах,
и стать детьми нашего Небесного Отца. Аминь!
|