Сегодня мы празднуем обретение Животворящего Креста Господня. Для
нас Крест – знак Божией любви к нам. Мы знаем, что на кресте был
распят Господь. Мы знаем, что на нем Он умирал долгой,
страдальческой, человеческой смертью. Но чувство реальности смерти
Богочеловека редко пронизывает нас тем ужасом и трепетом, которые
должны бы всегда жить в наших душах.
Крест
– это образ; однако было время, когда этот крест был мучительной
реальностью умирания Человека Иисуса из Назарета. Для нас крест
связан только с Ним и с тайной нашего спасения, но в то время крест
был “просто”, как ни страшно употребить такое слово, орудием пытки и
смерти. На крест пригвождались преступники, чтобы мучительной
смертью заплатить за зло, принесенное людям, и чтобы их страшная
смерть вселяла страх в жителей окрестных городов и деревень.
Крест
был наказанием для преступников; и среди распинаемых оказался Тот,
Которого мы называем своим Господом, – Иисус Христос. Суд Синедриона
и римского прокуратора признали Его достойным смерти за
преступления. В чем же преступления Христа, за которые Он принял
муки?
Во-первых, образ Спасителя-Мессии, явленный людям Иисусом Христом,
оказался несовместимым с тем образом, который они выработали для
себя сами. Истинный, живой Богочеловек разбился об идола, созданного
людьми из их представлений о том, каким Он должен быть. Фальшивый
образ Мессии как будто восторжествовал над Богом, пришедшим во
плоти.
Другим Его преступлением было Его учение о любви. Оно вносило страх
и ужас в каждую душу, не готовую погибнуть ради благовестия, ибо
Евангелие содержало страшную весть о том, что Царство Божие не
допускает в себя никакого себялюбия, что человек должен отказаться
от себя, чтобы жить только любовью к Богу, к людям. Ни тогда, ни
теперь люди не могут этого принять легко, потому что это значит
убить в себе все себялюбивое и низменное.
Господь “преступил” против людей еще тем, что разочаровал их. Они
ожидали политического вождя, им нужна была только земная победа над
поработившей их Римской Империей, над чужой, ненавистной властью, а
Он предлагал им Евангелие: смирение и кротость. Он призывал их
любить врагов, подобному тому, как Отец Небесный любит всякого
человека, и теперь, после Креста Господня, можем сказать: любит
крестной любовью, любит до пролития Своей Крови, до смерти Своего
Сына.
В то
отдаленное от нас время, когда был найден Крест Господень, все это
было еще близкой реальностью, его можно было коснуться, тронуть
рукой. Его дерево было еще конкретно, реально и жестко, как суд и
смерть. Тогда он был принят с трепетом, ужасом и любовью и был
воздвигнут – поднят на высоту – Патриархом Иерусалимским, чтобы все
могли видеть древо крестное, на котором, как преступник, по злой
воле людей умер Царь мира и Спаситель всех, Тот, Кого Бог послал не
судить, а спасти мир.
Вспомним и мы эту страшную, конкретную реальность креста и распятия,
и поклоняясь сегодня образу того Креста, перенесемся духом в те
страшные дни, когда Бог смертью Единородного Своего Сына одержал
победу над тьмой и спас нас от власти смерти, греха, диавола.
Ответим любовью на любовь – мало поклониться Древу, если мы
останемся чуждыми тому, ради чего принесена эта жертва.
Поклонимся Кресту. Осознаем, что Христос умер, потому что
преступники мы. Апостол Павел говорит, что и за друга своего
мало кто согласится отдать жизнь, разве что за благодетеля (Рим. 5,
7), а Христос умер за ненавидящих Его, за людей, которые способны,
как и мы, пройти мимо Его жертвы и не дрогнуть душой, не преломиться
волей, не перемениться до конца.
Обратим наш взор на Крест. Сказано в Писании: Воззрят на Него,
Егоже прободоша (Ин. 19, 37), взглянут на Него те, которые
пробили Его ноги, руки, ребро. Таковы мы, и если только Крест нас не
обновит, то рано или поздно мы станем перед Ним в ужасе, потому что
нам придется ответить перед своей совестью за то, что мы прошли мимо
Крестной Божественной Любви. Аминь.
|