С
трепетом и с глубоким сознанием священного ужаса мы поклоняемся
сегодня перед Крестом Господним. И вместе с этим мы празднуем победу
Божию над грехом, над злом, надо всем, что разделяет человека и мир
от Него...
Художественные изображения Креста часто заслоняют в нашем сознании
тот крест, каким Спаситель нес его на Голгофу, крест, на котором
умирал Господь. В те далекие времена крест значил смерть
преступника; смерть такого преступника, перед которым содрогалось
ужасом человеческое сознание; преступника, который людьми, народом,
градом был извержен вон, которому места не было среди людей, и путь
его, через жестокую смерть, лежал во дно адово. Таким видели
Спасителя предавшие Его на смерть, осудившие Его на распятие,
пригвоздившие Его ко кресту, глумившиеся над Ним в часы Его
умирания; Он был для них преступником, который заслуживал последнего
извержения из среды людей и смерти, то есть исключения из среды
живых.
Православные иконы и распятия являют нам покой смерти Христовой;
западные распятия нам показывают мучительную смерть человека, но
реальность сочетает и то и другое, являясь чем-то еще большим,
нежели просто смерть человека, который сумел всей жизнью и всей
смертью своей любить, до победы Божией. Христос перед Своим
распятием говорил Своим ученикам: Никто не отнимает у Меня
жизни – Я ее Сам отдаю... И в молитве перед освящением Святых
Даров мы говорим, что Христос был предан – нет, не предан! Он
Сам Себя отдал на крестную смерть нашего ради спасения...
Распятие Христово – это действие свободной Божественной любви, это
действие свободной воли Спасителя Христа, отдающего Себя на смерть,
чтобы другие могли жить – жить вечной жизнью, жить с Богом. Иуда Его
предал; Петр от Него отрекся, трое из учеников спали в Гефсиманском
саду: все бежали. Ирод цинично над Ним насмехался; Пилат от страха
перед людьми предал Его на смерть; первосвященники, по слепой вере и
зависти, требовали Его распятия – но в конечном итоге Христос
стал человеком, жил, страдал и умер, потому что я, и ты,
и каждый из нас в отдельности и все вместе мы потеряли Бога грехом,
забывчивостью, себялюбием – каждый из нас. Потому что для
каждого из нас, как Спаситель сказал в одном видении, Он претерпел
бы весь ужас Гефсиманской ночи и весь ужас крестного умирания и
смерти... Он свободно отдал Свою жизнь для тебя и для меня – не
коллективно для нас, а ради каждого из нас, потому что каждый из нас
Ему так дорог, так Им возлюблен, что цена ему – вся жизнь, и весь
ужас, и все страдание, и вся смерть Христова.
И
этому всему знаком является крест, потому что, в конечном итоге,
любовь, верность, преданность испытываются не словами, даже не
жизнью, а отдачей своей жизни; не только смертью, а отречением от
себя таким полным, таким совершенным, что от человека остается
только любовь: крестная, жертвенная, отдающая себя любовь, умирание
и смерть самому себе для того, чтобы жил другой.
И вот
мы поклоняемся Кресту, который для нас означает все это, и победу
Божию; и как благоговейно должны мы совершать крестное знамение,
относиться к тому, что оно значит для нас. Когда мы кладем на
себя крест, мы кладем на себя знак, перед которым дрожат все темные
силы, раз сразившиеся с Богом – крестом и побежденные этим
крестом. Мы этого не умеем ощутить, но темные силы трепещут и
отходят от креста Господня.
Но
вместе с тем, когда мы совершаем крестное знамение, мы как бы на
себя берем крест Христов; мы решаемся следовать за Ним, а путь
Христос нам указал: Отвергнись себя, возьми крест и иди за
Мной; чтобы никто у тебя не отнимал жизни, отдавай ее каждый день,
каждый час, пока не придет время отдать ее раз и навсегда в руки
Божии. И пусть вся твоя жизнь будет несением этого креста – знамения
победы и готовности твоей так жить и так умирать, как
умирал Господь.
И как
благоговейно должны мы совершать крест, зная, помня, что крестом мы
исповедуем всю веру свою, складывая три пальца вместе, чем
свидетельствуем нашу веру во Святую Троицу, и сгибая остальные два
пальца, чем напоминаем самим себе, темным силам и каждому, что мы
верим во Христа – и Бога, и Человека, сошедшего на землю и отдавшего
Свою жизнь за нас.
Поэтому, когда будете подходить ко кресту сегодня на прощание, –
поклонитесь ему благоговейно, любовно, трепетно, но, приложившись к
нему, отдавая ему поцелуй веры и поцелуй любви, примите заповедь
Господню: Отвергнись себя! Возьми свой крест и последуй за Мной –
куда бы Я ни пошел... Аминь.
|