Бывают в духовной жизни, но даже и в самых простых моментах
человеческой жизни, мгновения, которые так прекрасны, так дивны, что
хотелось бы, чтобы время, жизнь, вечность на них остановились и
никогда ничего другого не случалось бы.
Это
произошло с Апостолами, которых Христос взял с Собой на гору
Преображения, и это выразил Петр, когда сказал: Господи! Нам здесь
хорошо! Построим три кущи – Тебе одну, Моисею одну, одну Илии, и
останемся здесь, осиянные этим невещественным, Божественным светом,
окутанные этим дивным покоем... Ни Петр, ни другие Апостолы не
заметили того, что потом они сами поведали другим: что Христос
преобразился – то есть явился в сиянии вечной славы – в момент,
когда Моисей и Илия говорили с Ним о грядущем Его восходе в
Иерусалим и распятии.
Здесь, как и в стольких местах Нового Завета, мы видим, что, как и
мы, Апостолы способны уловить светлое, дивное – и так часто пройти
мимо того, чего Христу это стоит. Святой Серафим Саровский,
говоря с одним из своих посетителей, сказал ему: Проси у Бога именем
Христа то, что тебе нужно, но помни: какой ценой Христос
получил власть тебе это даровать... Этим он хотел сказать: Не проси
ни о чем, что недостойно Божией крестной любви, смерти,
распятия Спасителя Христа...
Как и
Апостолам, в моменты самые светлые нам хотелось бы, чтобы время
остановилось и чтобы нам пребыть навсегда – в чем? – в забытьи!
Чтобы нам навсегда забыть, что в нашей жизни и в жизни других людей
порой происходит страшное: что бывает одиночество, бывает болезнь,
бывает страх, бывают ужасы всякого рода; хотелось бы войти в этот
дивный покой преображенного мира, которого мы все ожидаем, но
который еще не явлен, еще не стал действительностью. В него мы
должны верить, его мы порой имеем возможность пережить с большой,
преображающей нас глубиной. Но мы должны помнить, что это
переживание нам дано для того, чтобы принести в темный, скорбный,
холодный мир сияние Преображения.
Когда
Моисей на Синайской горе стоял перед Богом, озаренный Божией славой,
он так приобщился к ней, что, когда спустился с горы, люди не могли
вынести сияние его лица. Вот какими мы должны бы быть, когда
переживем земное или небесное чудо, чудо преображения. И то, что
случилось с Апостолами, то, что случилось с Моисеем, должно
случиться и с нами: ни Моисей не остался на горе Синайской в видении
Божием, говоря с Богом, как друг говорит с другом; ни Апостолам не
было дано остаться на дивной горе Преображения; Христос сказал им:
Пойдем отсюда...
И
пришли они в долину, на равнину палестинскую, и застали там то, о
чем мы слышали сегодня: неизбывное горе отца, родителей, друзей от
того, что неисцельная болезнь поразила ребенка, и еще, может быть,
более скорбный ужас о том, что и ученики Христовы, к которым
обращался отец, ничем не смогли помочь – помог только Христос. Помог
Он тем, что исцелил ребенка; но когда ученики Его спросили – Почему
мы не смогли этого сделать? – Он им сказал: Этот род
изгоняется только молитвой и постом.
И вот
нам дается, по временам, это переживание преображенного мира,
переживание чего-то дивного, божественного – вошедшего в жизнь. И,
пережив это, мы должны это сохранить как самое драгоценное и войти в
мир для того, чтобы этим поделиться. Поделиться же этим мы сможем,
только если возьмем на себя подвиг поста и молитвы: не только
вещественного, физического поста, но воздержания от всего, что
центром своим имеет нас самих, от всякого себялюбия, всякого
эгоизма, всякой жадности душевной или духовной, а не только
телесной, от желания всякого обладания... И это мы можем
осуществить, только если мы будем молиться; и опять: не только
произносить молитвенные слова, не только как бы заставлять себя
войти в мысль и дух святых, но всеми силами стремиться к тому, чтобы
в тусклом, темном, осиротелом мире оставаться в общении с Живым
Богом, Который есть и свет, и радость, и жизнь...
Подумаем о Преображении; подумаем о нашем опыте
преображенного мира, о тех мгновениях или периодах, когда все внутри
и вокруг нас было озарено действительно Божественным светом; и с
этим светом пойдем к каждому человеку, во все обстоятельства жизни,
и принесем туда свет Христов. Аминь.
|